Масару Ибука: после трех уже поздно?

Масару Ибука: после трех уже поздно?

После трех уже поздно - Масару Ибука

При чтении книги Масару Ибука «После трёх уже поздно» не покидает ощущение, что перед тобой — пересказ трудов Монтессори и Домана. В основе – те же мысли о том, как важно ненавязчиво и регулярно заниматься с ранних лет, поощрять самостоятельность, но вот парадокс – за этой книгой хочется задержаться. Потому что она вселяет уверенность в том, что жизнь с ребёнком на позитиве – это реально.

Начинаешь задумываться, как участвовать в детских делах, как заниматься, чтобы обоим было интересно, стоит ли тратить время на поиски новых игрушек, если для малыша важнее присутствие родителей… Но обо всём по порядку.

Чем отличается подход Масару Ибуки?

По мнению основателя компании Sony, для гармоничного развития полезно обучать малыша чтению, иностранным языкам, рисованию, игре на скрипке и фортепиано.
Согласитесь, что другие педагоги уделяли занятиям искусством гораздо меньше времени. В то же время результаты раннего развития подросших детей показали, что развивать творческие задатки так же важно, как и давать знания об окружающем мире.

Не забыто и освоение навыков, необходимых в быту. Только если метод Марии Монтессори предусматривает занятия в оборудованном классе, в книге Масару Ибука вы не найдёте конкретных рекомендаций о пособиях и инструкций по проведению занятий. Ведь ухаживая за ребёнком или общаясь с ним, мы и так занимаемся его воспитанием и образованием. Маленький человек учится, просто находясь рядом. Хочет поставить на стол стакан сока? Вместо причитаний «ой-нельзя-обольёшься» достаточно отлить лишнее и отдать, чтобы малыш справился.

Я сама не раз убеждалась в правильности этого принципа во время уборки. Оказалось проще вручить дочке личную тряпку для пыли или веник, чтобы спокойно заниматься, чем запланировала, а не повторять, что «мама занята, а ты пока поиграй».

Что общего со взглядами других педагогов?

В то же время Масару Ибука положительно относится к Монтессори игрушкам.

По его мнению, детям неинтересны яркие или «забавные» игрушки. Для полного счастья они должны разбираться на части и собираться вновь, то есть давать возможность действовать руками и испытывать радость от достижения цели.

Как и Гленн Доман, Ибука уверен: чтобы в сознании ребёнка устанавливались связи между предметами, необходимо повторение ранее прочитанных сказок и стихов. К тому же, запомнив рассказанное, малыш начинает задавать новые вопросы, получая ещё больше знаний.

У меня уже вошло в привычку при удобном случае обращать внимание дочки на знакомые предметы. Например, во время поездки на дачу я показала пальчиковую игру «Вот – кулак, а вот – ладошка…». Через несколько дней срываю пару малинок, подхожу с вопросом: «У меня кое-что есть в кулаке. Сейчас разожму пальцы, и вместе посмотрим на ладошку!..»

Также Масару Ибука обращает внимание на то, что ребёнку с рождения необходимо находиться в обстановке, где он сможет знакомиться с игрушками и картинками, слушать различную музыку и наблюдать за действиями окружающих. В книге Сесиль Лупан на этот счёт приведено достаточно идей.

У нас со внешними стимуляторами вообще проблем не было: из роддома Лизу привезли в однокомнатную квартиру, в которой мы находились рядом. Игрушек было достаточно, но ещё больше ребятёнке нравилось путешествовать по дому в слинге, когда можно было поближе рассмотреть небьющиеся сувениры или взять что-нибудь с кухонной полки.
Масару Ибука не устаёт подчёркивать: каждый день, который мы проводим вместе  с детьми, — это очередной шаг в их развитии. Как этот путь сложится, зависит от нас с вами.
Автор текста: Анна Печенкина

Понравилась статья? Вы мама в декрете?
Подпишитесь на рассылку «Для мам в декрете» и получайте:

  • БОНУСЫ и СКИДКИ в магазине «Еду с мамой»
  • приглашения на конкурсы с призами  ВКонтакте
  • Вы первой узнаете о распродажах и новых поступлениях
  • Только полезные материалы и никакого спама!
  • Если рассылка Вам не понравиться — Вы легко сможете отписаться от нее.
Подписаться сейчас!

Пока комментариев нет

Оставьте комментарий