Педагогический и педиатрический прикорм: сравнение,  достоинства и недостатки

Педагогический и педиатрический прикорм: сравнение,  достоинства и недостатки

Педагогический и педиатрический прикорм- сравнение, достоинства и недостатки

Однажды моя дочка так сильно заинтересовалась, что это там у мамы в тарелке, что у меняя не осталось никаких сомнений- пора начинать ее прикармливать.

ВОЗ и современные педиатры не рекомендуют вводить прикорм ранее 6 месяцев

Лучше сделать это чуть с опозданием, чем поспешить тогда, когда малыш еще не готов.

Прикорм не может заменять грудное молоко или молочную смесь до достижения годовалого возраста (или даже старше)

Моя дочка поначалу очень активно пробовала новую еду, но к 8 месяцам ее интерес поугас, и она почти полностью оставалась на грудном вскармливании примерно до полутора лет, прикорм ее интересовал очень эпизодично Затем аппетит и интерес к пище вернулся.
 Это совершенно нормальная ситуация, такое часто случается с детьми, которые находятся на грудном вскармливании, и пугаться этого не стоит.

Как понять, что ребенок готов к началу прикорма?

  1. Пищевой интерес (моя дочка с визгом требовала себе все, что лежит в маминой тарелке, переключить ее внимание на пустую ложку или игрушки стало невозможно. Если ребенка легко отвлечь- это пока еще не пищевой интерес, а познавательный).
  1. Угасает выталкивательный рефлекс (он есть у всех детей, начиная с рождения, и к 6 месяцам постепенно сходит на нет. Нужен он для того, чтобы малыш не мог подавиться, если ему в рот случайно что-то попало).
  1. Ребенок хорошо сидит (некоторые дети самостоятельно садятся существенно позже 6-ти месяцев, в 7, или даже в 8, поэтому в таком случае можно предлагать прикорм из полулежачего положения.
Техника безопасности при введении прикорма:
  1. Еда дается только в присутствии взрослых! Если вы решились на педагогический прикорм и сразу даете малышу маленькие кусочки, не перетертые в пюре- будьте особо бдительны и внимательны! Не стоит давать сразу большие куски и твердую пищу. На первых порах можно использовать ниблер.
  1. Изучите приемы оказания первой помощи на случай, если ребенок внезапно подавился.
  1. С осторожностью вводите продукты, на которые у кого-то из членов семьи есть аллергия — есть вероятность, что она повторится у малыша.
  2. Не следует злоупотреблять объемами прикорма, даже если у малыша завидный аппетит. Пищеварительной системе нужно время, чтобы адаптироваться и выработать нужные фермнты для переваривания.
  1. Не стоит вводить прикорм: во время и сразу после болезни, после прививки, в путешествии или в стрессовой обстановке, во время прорезывания зубов.
Прикорм можно вводить двумя способами:
Первый вариант- педиатрический прикорм.

Пища дается малышу в виде пюре, или мелко перетертая, есть строгое правило- один продукт вводится за один раз, начиная с чайной ложки, постепенно доза увеличивается, если все идет хорошо- вводится следующий продукт. Каждый прием пищи малыш запивает грудным молоком или смесью.

С каких продуктов начинать такой прикорм- мнения часто расходятся. Если малыш сильно недобирает в весе- первой дают кашу, если с весом проблем не имеется- можно начать с овощного пюре.

Иногда встречаются советы начинать прикорм с молочных продуктов. Я бы не стала это делать в силу того, что малыш и так получает достаточно грудного молока или молочной смеси.  Неадаптированные молочные продукты могут вызвать аллергию или расстройство пищеварения.
Моя дочь начала понемногу пробовать творожок ближе к году, кефир и молоко и того позже.

Достоинства педиатрического прикорма:

  • более четкая и понятная схема, что, конечно же, успокаивает, если мама тревожится, все ли она делает правильно;
  • возможна постепенная замена грудного вскармливания прикормом, в случае, если мама не планирует длительное грудное вскармливание;
  • меньше риск аллергий;
  • легче отследить работу кишечника и непереносимость определенных продуктов;
  • пища лучше адаптирована (пюре, мелко перетертая).

Недостатки педиатрического прикорма:

  • нужно отдельно готовить еду либо покупать готовое пюре;
  • часто ребенок привыкает к пюрированной пище и ему сложнее переходить впоследствии на общий стол;
  • ребенок может предпочесть пищу грудному молоку и отказаться от груди (актуально если мама планировала кормить долго);
  • некоторые дети могут сами отказаться от такой еды, т. к. им гораздо интереснее содержимое тарелок мамы и папы. Риск вызвать плохой аппетит.
Второй способ введения прикорма — педагогический (естественный) прикорм.

Отличается от педиатрического тем, что ребенок сразу кушает то, что ест мама, пища не перетирается, дается маленькими кусочками, малыш сразу учится жевать, осваивает навыки поведения за столом, учится пользоваться ложкой.

Выглядит это так: мама садится за стол и сажает на колени малыша. Малыш тянется к маминой тарелке, мама может предложить ему 1-2 крупинки каши, или крошечный кусочек вареных овощей. На следующий день порцию можно слегка увеличить. За один раз он может попробовать до трех таких «микродоз». Как только ребенок теряет интерес к еде, его уносят из-за стола.

Через три-четыре недели порции можно увеличивать, но не перекармливайте малыша- три-четыре чайные ложки одного продукта, затем можно дать попробовать что-то другое. Так, постепенно, ребенок знакомится со всей пищей, которую принято кушать в данной семье. Конечно же, такой тип прикорма подойдет тем, кто питается полезной, качественной пищей.

Не стоит давать малышу сосиски, полуфабрикаты или жареное мясо. Если мне хотелось «запретной» еды, я варила для дочки немного овощей или каши, клала в свою тарелку и давала ей.

Достоинства педагогического прикорма:

  • не нужно готовить отдельно;
  • ребенок постепенно обучается культуре поведения за столом, учится жевать;
  • возможность пробовать разные продукты по чуть-чуть, малыш привыкает разнообразно питаться;
  • нет проблем с аппетитом.

Недостатки педагогического прикорма:

  • больше подходит для малышей на грудном вскармливании, нежели на искусственном;
  • вероятность развития аллергий или кишечной реакции, сложнее отследить на что именно;
  • есть риск, что малыш подавится, нужно внимательно следить за ним, некоторые дети давятся довольно долго, прежде, чем научатся жевать;
  • такой вариант прикорма подойдет семье, практикующей здоровое питание, где не употребляют вредных для детей продуктов.

Взвесив все плюсы и минусы, стоит посмотреть на малыша- каждая мама сама чувствует, что именно подойдет ее ребенку, кто-то категорически отказывается от перетертой пищи и тянется в тарелку к маме, другие же с удовольствием кушают перетертые продукты.

Какой бы тип прикорма вы ни предпочли, следует помнить, что ни в педиатрическом ни в педагогическом способе прикорма на начальном этапе не стоит задача накормить малыша, в этом пока совершенно нет необходимости.

Не забывайте предлагать ребенку чистую питьевую воду, многие малыши будут отказываться, это тоже не страшно, но моя дочка пила с удовольствием.

Приятного аппетита!

Автор текста: Оксана Тюрина

Понравилась статья? Вы мама в декрете?
Подпишитесь на рассылку «Для мам в декрете» и получайте:

  • БОНУСЫ и СКИДКИ в магазине «Еду с мамой»
  • приглашения на конкурсы с призами  ВКонтакте
  • Вы первой узнаете о распродажах и новых поступлениях
  • Только полезные материалы и никакого спама!
  • Если рассылка Вам не понравиться — Вы легко сможете отписаться от нее.
Подписаться сейчас!